Клюня Алесь Юрьевич

Клюня Алесь Юрьевич

Товарный знак: права и порядок регистрации

Товарный знак позволяет привлечь внимание к товару, его производителю или продавцу и сформировать легко узнаваемый бренд для успешного продвижения продукта.
Товарный знак

Товарный знак — обозначение, служащее для индивидуализации товаров юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, на которое признается исключительное право (ст. 1477 Гражданского кодекса РФ).

В соответствии со ст. 1482 Гражданского кодекса РФ в качестве товарных знаков могут быть зарегистрированы словесные, изобразительные, объемные и другие обозначения или их комбинации в любом цвете или цветовом сочетании.

Товарный знак следует следует отличать от иных средств индивидуализации. Так, п. 2 ст. 1476 Гражданского кодекса РФ регулирует вопрос о соотношении прав на фирменное наименование с правами на товарный знак.

Фирменное наименование или отдельные его элементы могут быть использованы правообладателем в принадлежащем ему товарном знаке. При этом фирменное наименование, включенное в товарный знак, охраняется независимо от охраны товарного знака.

На основании п. 2 ст. 1541 ГК РФ коммерческое обозначение или отдельные элементы этого наименования могут быть использованы правообладателем в принадлежащем ему товарном знаке. Коммерческое обозначение, включенное в товарный знак, охраняется независимо от охраны товарного знака.

В силу п. 8 ст. 1483 Гражданского кодекса в качестве товарных знаков в отношении однородных товаров не могут быть зарегистрированы обозначения, тождественные или сходные до степени смешения с охраняемым в России фирменным наименованием или коммерческим обозначением (отдельными элементами такого наименования или обозначения) либо с наименованием селекционного достижения, права на которые в России возникли у иных лиц ранее даты приоритета регистрируемого товарного знака.

В целях регистрации обозначения товарный знак не должен обладать следующими критериями:

— не должен быть вошедшими во всеобщее употребление для обозначения товаров определенного вида;

— не должен являться общепринятым символом и термином;

— не должны характеризовать товары, в том числе указывать на их вид, качество, количество, свойство, назначение, ценность, а также на время, место и способ их производства или сбыта;

— не должен представлять собой форму товаров, которая определяется исключительно или главным образом свойством либо назначением товаров.

Исключение составляют лишь случаи, когда это обозначение приобрело различительную способность в результате его использования или состоит только из вышеуказанных элементов, образующих комбинацию, обладающую различительной способностью.

К таким обозначениям, не обладающим различительной способностью, могут относиться: отдельные буквы, цифры, не имеющие характерного графического исполнения, сочетания, не имеющие словесного характера; реалистические или схематические изображения товаров, заявляемые на регистрацию в качестве товарных знаков для обозначения этих товаров, и т.д. (Информационное письмо Роспатента от 19.02.2010 N 1 «О некоторых вопросах экспертизы товарных знаков, применяемых в технических регламентах и национальных (государственных) стандартах»).

В качестве товарного знака не могут быть зарегистрированы следующие обозначения:

— обозначения, относящиеся к объектам, включающим официальные символы, наименования и отличительные знаки (флаги, гербы, ордена, денежные знаки и т.п.), или сходные с ними до степени смешения (п. 2 ст. 1483, ст. 1231.1 Гражданского кодекса РФ);

— обозначения, представляющие собой или содержащие элементы, которые являются ложными или способными ввести в заблуждение потребителя относительно товара либо его изготовителя, а также обозначения, противоречащие общественным интересам, принципам гуманности и морали (п. 3 ст. 1483 Гражданского кодекса РФ).

В качестве синонима термина «товарный знак» нередко можно встретить использование термина «торговая марка». Термин «торговая марка» является одним из вариантов буквального перевода с английского «trademark» или с французского «une marque de fabrique ou de commerce», — терминов, закрепленных Парижской конвенцией по охране промышленной собственности 1883 г.

Термины «товарный знак» и «торговая марка» являются синонимами, однако только первый из них является общепринятым и охраняемым объектом в системе интеллектуальной собственности.

Коллективный товарный знак

Согласно п. 1 ст. 1510 Гражданского кодекса РФ объединение лиц, создание и деятельность которого не противоречат законодательству государства, в котором оно создано, вправе зарегистрировать в России коллективный знак. Коллективным знаком может пользоваться каждое из входящих в объединение лиц. При этом право на коллективный знак не может быть отчуждено и не может быть предметом лицензионного договора.

Логотип

В силу п. 1 ст. 1482 лицо может зарегистрировать комбинированный товарный знак, которым признается обозначение, содержащее комбинации различных элементов (изобразительных, словесных, объемных и т.п.). Такие обозначения чаще всего называют логотипами.

Государственная регистрация товарного знака

Прием, регистрацию и экспертизу заявок на государственную регистрацию товарного знака входит в полномочия Роспатента. Регистрация товарного знака осуществляется в Государственном реестре товарных знаков, после чего на товарный знак выдается свидетельство, удостоверяющее приоритет товарного знака и исключительное право на него в отношении товаров, указанных в свидетельстве (ст. 1481 Гражданского кодекса РФ).

Заявка, на регистрацию товарного знака должна включать в себя заявление о государственной регистрации обозначения в качестве товарного знака; заявляемое обозначение; перечень товаров, в отношении которых испрашивается государственная регистрация товарного знака и описание заявляемого обозначения. К заявке на коллективный товарный знак должен быть приложен устав коллективного знака.

Экспертиза заявки Роспатентом включает в себя формальную экспертизу (проверку наличия необходимых документов и их соответствие установленным требованиям) и экспертизу обозначения, заявленного в качестве товарного знака. За каждую из экспертиз заявителем уплачивается государственная пошлина.

На основании п. 2 ст. 1499 Гражданского кодекса РФ по результатам экспертизы заявленного обозначения Роспатент принимает решение о государственной регистрации товарного знака или об отказе в его регистрации.

Общий срок предоставления государственной услуги в части приема, регистрации, экспертизы заявки и выдачи свидетельства на товарный знак составляет восемнадцать месяцев и две недели.

Этот срок может быть увеличен, например, в случае необходимости представления заявителем дополнительных материалов и их проверки, необходимости уплаты пошлины и проверки ее уплаты и в ряде иных случаев (п. 13 Приказа Минэкономразвития России от 20.07.2015 N 483 «Административный регламент предоставления Федеральной службой по интеллектуальной собственности (Роспатентом) государственной услуги по государственной регистрации товарного знака, знака обслуживания, коллективного знака и выдаче свидетельств на товарный знак, знак обслуживания, коллективный знак, их дубликатов»).

Формальная экспертиза товарного ознака проводится в течение месяца со дня подачи заявки в Роспатент.

Максимальный срок экспертизы заявленного обозначения составляет двенадцать месяцев со дня принятия заявки к рассмотрению по результатам формальной экспертизы.

Если принято решение о государственной регистрации товарного знака, то Роспатент в течение месяца со дня уплаты соответствующей пошлины осуществляет регистрацию в Государственном реестре товарных знаков.

Свидетельство на товарный знак выдается в течение месяца со дня государственной регистрации товарного знака в Государственном реестре товарных знаков.

Исключительное право на товарный знак

Лицу, на имя которого зарегистрирован товарный знак (правообладателю), принадлежит исключительное право использования и распоряжения товарным знаком. Он вправе использовать товарный знак по своему усмотрению любым не противоречащим закону способом, в т.ч. может по своему усмотрению разрешать или запрещать другим лицам использование товарного знака.

Реализация исключительного права на товарный знак может осуществляться такими способами, как, например, размещение его на товарах, в доменном имени, рекламе. Использовать же товарный знак или сходные с ним обозначения в отношении товаров, для индивидуализации которых товарный знак зарегистрирован, или однородных товаров запрещает п. 3 ст. 1484 Гражданского кодекса Российской Федерации. Отсутствие запрета на использование товарного знака разрешением не является.

Для оповещения о своем исключительном праве на товарный знак правообладатель вправе использовать знак охраны, который помещается рядом с товарным знаком, состоит из латинской буквы «R» или латинской буквы «R» в окружности либо словесного обозначения «товарный знак» или «зарегистрированный товарный знак»и указывает на то, что применяемое обозначение является товарным знаком, охраняемым на территории Российской Федерации.

Правообладатель вправе отчуждать исключительное право на товарный знак, а также предоставлять право использования товарного знака по лицензионному договору.

В случае неиспользования товарного знака непрерывно в течение четырёх лет в отношении всех товаров или части товаров, для индивидуализации которых он был зарегистрирован, правовая охрана товарного знака может быть прекращена досрочно (п. 1 ст. 1486 Гражданского кодекса РФ).

Правообладателям следует помнить, правовая охрана товарного знака может быть прекращена досрочно вследствие неиспользования товарного знака непрерывно в течение трех лет в отношении всех товаров или части товаров, для индивидуализации которых товарный знак зарегистрирован, (п. 1 ст. 1486 ГК РФ).

В соответствии со ст.1491 Гражданского кодекса РФ исключительное право на товарный знак действует в течение десяти лет с даты подачи заявки на государственную регистрацию товарного знака в Роспатент. При этом продление срока действия исключительного права на товарный знак возможно неограниченное число раз.

В соответствии со ст. 1507 Гражданского кодекса РФ российские юридические лица и граждане России вправе зарегистрировать товарный знак в иностранных государствах или осуществить его международную регистрацию.

Заявка на международную регистрацию товарного знака подается через Роспатент. Порядок такой регистрации регулируется Мадридским соглашением о международной регистрации знаков 1891 года и Протоколом к нему, а также Инструкцией к Мадридскому соглашению о международной регистрации знаков от 1992 года.

Нарушение исключительного права на товарный знак

Товары, этикетки, упаковки товаров, на которых незаконно размещены товарный знак или сходное с ним до степени смешения обозначение, являются контрафактными. Правообладатель вправе требовать их изъятия из оборота и уничтожения за счет нарушителя.

Лицо, нарушившее исключительное право на товарный знак при выполнении работ или оказании услуг, обязано удалить товарный знак или сходное с ним до степени смешения обозначение с материалов, которыми сопровождается выполнение таких работ или оказание услуг, в том числе с документации, рекламы, вывесок (п. 3 ст. 1515 Гражданского кодекса РФ).

Правообладатель, исключительное право на товарный знак которого нарушено, вправе требовать возмещения убытков с лица, неправомерно использовавшего товарный знак либо иным образом нарушившего его исключительное право и причинившему ему ущерб.

Поделиться сатьей
Клюня Алесь Юрьевич

Клюня Алесь Юрьевич

Адвокат. Кандидат юридических наук

Вам будет интересно

Контакты

Россия 109147,

Москва, ул. Марксистская, д. 3 стр. 1