Клюня Алесь Юрьевич

Клюня Алесь Юрьевич

Бизнес по франшизе: плюсы и минусы

Франшиза (или франчайзинг) все больше и упрямей внедрятся в российский бизнес. Эта модель предпринимательской деятельности для многих оказывается весьма выгодной схемой преумножения капитала.
Франшиза

Приобретение франшизы позволяет получить в свое распоряжение известный бренд и уже примененные на практике методы ведения бизнеса в соответствующей сфере. Экономия времени и денег на раскрутку своего имени делает франшизу привлекательной схемой предпринимательства. О том, по каким правилам работает франшиза в России, какие бонусы и издержки влечет за собой её использование — настоящий пост.

Действующее российское законодательство таких понятий, как «франшиза» или «франчайзинг», не предусматривает. Эти термины пришли к нам из-за рубежа.

 

Под франшизой понимают такой вид делового сотрудничества между предпринимателем и уже сложившейся торговой группой, при котором предприниматель получает права на использование бренда и бизнес-модели торговой группы на определённых условиях.

Другими словами франшизодатель передает франшизополучателю право использования торговой марки, ноу-хау, методов ведения предпринимательской деятельности, технических знаний и иных прав интеллектуальной собственности в обмен на финансовые платежи. Заключая такое соглашение предприниматель, получивший франшизу, принимает на себя в одностороннем порядке обязательство вести свой бизнес на условиях соглашения о франчайзинге, но за свой собственный счет, оставаясь при этом самостоятельным субъектом хозяйствующей деятельности и заключая все сделки от своего имени.

Хотя российскому законодательству понятие «франчайзинг» не знакомо, оно такую модель предпринимательской деятельности регулирует. Статья 1207 Гражданского кодекса Российской Федерации закрепляет понятие коммерческой концессии.

По договору коммерческой концессии одна сторона (правообладатель) обязуется предоставить другой стороне (пользователю) за вознаграждение на срок или без указания срока право использовать в предпринимательской деятельности пользователя комплекс принадлежащих правообладателю исключительных прав, включающий право на товарный знак, знак обслуживания, а также права на другие предусмотренные договором объекты исключительных прав, в частности на коммерческое обозначение, секрет производства (ноу-хау).

Договор коммерческой концессии предусматривает использование комплекса исключительных прав, деловой репутации и коммерческого опыта правообладателя в определенном объеме с указанием или без указания территории использования применительно к определенной сфере предпринимательской деятельности (продаже товаров, выполнению работ, оказанию услуг).

Договором коммерческой концессии могут быть предусмотрены ограничения использования переданных прав, которые в соответствии с п. 1 ст. 1033 Гражданского кодекса Российской Федерации могут включать в себя:

— обязательство правообладателя не предоставлять другим лицам аналогичные комплексы исключительных прав для их использования на закрепленной за пользователем территории либо воздерживаться от собственной аналогичной деятельности на этой территории;

— обязательство пользователя не конкурировать с правообладателем на территории, на которую распространяется действие договора коммерческой концессии в отношении предпринимательской деятельности, осуществляемой пользователем с использованием принадлежащих правообладателю исключительных прав;

— отказ пользователя от получения по договорам коммерческой концессии аналогичных прав у конкурентов (потенциальных конкурентов) правообладателя;

— обязательство пользователя реализовывать, в том числе перепродавать, произведенные и (или) закупленные товары, выполнять работы или оказывать услуги с использованием принадлежащих правообладателю исключительных прав по установленным правообладателем ценам, а равно обязательство пользователя не осуществлять реализацию аналогичных товаров, выполнение аналогичных работ или оказание аналогичных услуг с использованием товарных знаков или коммерческих обозначений других правообладателей;

— обязательство пользователя продавать товары, выполнять работы или оказывать услуги исключительно в пределах определенной территории;

— обязательство пользователя согласовывать с правообладателем место расположения коммерческих помещений, используемых при осуществлении предоставленных по договору исключительных прав, а также их внешнее и внутреннее оформление.

Условия договора коммерческой концессии, предусматривающие обязательство пользователя продавать товары, выполнять работы или оказывать услуги исключительно покупателям (заказчикам), имеющим место нахождения, место жительства на определенной договором территории, являются ничтожными (п.2 ст. 1033 ГК РФ).

Важно понимать, что по договору коммерческой концессии в предоставляемых комплекс принадлежащий правообладателю прав в обязательном порядке должно быть включено право на товарный знак. Если по договору передается лишь право использования коммерческого обозначения и секрета производства (ноу-хау), такой договор под понятие коммерческой концессии не подпадает (Приказ Роспатента от 29.12.2009 г. №186 «Рекомендации по вопросам проверки договоров о распоряжении исключительным правом на результаты интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации»).

Договор коммерческой концессии должен быть заключен в письменной форме и в силу п. 1 ст. 1028 Гражданского кодекса Российской Федерации подлежит обязательной регистрации (в Роспатенте). В противном случае такой договор считается ничтожным. По общему правилу обязанность по регистрации такого договора возлагается на правообладателя (франшизодателя), но стороны могут установить и иной порядок его регистрации (п. 2 ст. 1031 ГК РФ).

Если договором коммерческой концессии не предусмотрено иное правообладатель (франшизодатель) обязан оказывать пользователю (франшизополучателю) постоянное техническое и консультативное содействие, включая содействие в обучении и повышении квалификации работников; а также контролировать качество товаров (работ, услуг), производимых (выполняемых, оказываемых) пользователем.

Предоставление франшизодателем своей бизнес-модели осуществляется не бесплатно. Денежное вознаграждение по договору коммерческой концессии может выплачиваться франшизодателю в любой предусмотренной договором коммерческой концессии форме. Статья 1030 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривает следующие формы выплаты франшизодателю вознаграждения:

— в форме фиксированных разовых или периодических платежей;

— в форме отчислений от выручки;

— в форме наценки на оптовую цену товаров, передаваемых франшизодателем для перепродажи;

За вознаграждение франшизодатель также должен оказывать франшизополучателю всесторонню поддержку и помощь. При этом франшизополучатель может включить в договор коммерческой концессии следующие требования:

— прохождение персоналом франшизополучателя обучения, стоимость которого или входит в разовый ежемесячный платеж или оплачивается отдельно;

— ремонт и отделка помещения;

— приобретение форменной одежды;

— закупка у франшизодателя оборудования и материалов;

— перечисление денежных средств в рекламный фонд в целях финансирования рекламных мероприятий;

Налоговое бремя

Франчайзинговые платежи включат в себя разовые и периодические платежи.
В соответствии с подп. 37 п. 1 ст. 264 Налогового кодекса Российской Федерации периодические платежи или роялти для целей налогообложения учитываются в составе прочих расходов на производство и реализацию. Разовый же (или пашуальный) платеж списать на прочие расходы нельзя. Однако на основании подп. 49 п. 1 ст. 264 Налогового кодекса Российской Федерации такой платеж можно включить в состав обоснованных прочих расходов, связанных с производством и реализацией, поскольку он напрямую направлен на получение организацией дохода. Вместе с тем, такой доход разово списать не получиться, так как он должен признаваться составе расходов равномерно в течение всего срока действия договора коммерческой концессии. Дело в том, что в силу п. 1 ст. 272 Налогового кодекса Российской Федерации если условиями договора предусмотрено получение доходов в течение более чем одного отчетного периода и не предусмотрена поэтапная сдача товаров (работ, услуг), расходы распределяются налогоплательщиком самостоятельно с учетом принципа равномерности признания доходов и расходов.

Расходы на обучение персонала франшизополучателя лучше изначально включить в паушальный платеж и (или) роялти. Тогда проблем с учетом их для целей налогообложения не возникнет.

В случае же, когда обучение проводит франшизодатель и оно оплачивается отдельно, трудностей можно не избежать. Согласно подп. 1 п. 3 ст. 264 Налогового кодекса Российской Федерации в составе расходов учету подлежат затраты организации на обучение работников, которое должно осуществляться образовательными учреждениями, имеющими право на ведение образовательной деятельности (то есть необходим факт наличия лицензии). Зачастую франшизодателя отсутствует лицензия на образовательную деятельность, поэтому франшизополучатель лишается возможности учесть расходы на обучение персонала при расчете налога на прибыль.

Одним за распространённых расходов франшизополучателя — затраты на форменную одежду для работников. На основании подп. 3 п. 1 ст. 254 Налогового кодекса Российской Федерации такие затраты могут быть отнесены к материальным расходам на приобретение другого имущества, не являющегося амортизируемым имуществом. На основании п. 2 ст. 252 Налогового кодекса Российской Федерации такие затраты подлежат списанию на дату передачи форменной одежды в производство.

Что касается расходов на рекламу, то учесть их на основании подп. 28 п. 1 ст. 264 Налогового кодекса Российской Федерации в составе рекламных расходов не получится, так как рекламные мероприятия, за редким исключением, производятся владельцем франшизы, но с привлечением денежных средств франшизополучателя. Один из вариантов разрешения этой проблемы — перечисление взносов в рекламный фонд не правообладателю, а созданной им некоммерческой организации. Тогда такие расходы могут быть учтены при расчете налога на прибыль на основании подп. 29 п. 1 ст. 264 НК РФ, как взносы и иные обязательные платежи, уплачиваемые некоммерческим организациям, если их уплата является условием для осуществления деятельности налогоплательщиками.

Нельзя не упомянуть и про НДС. Если франшизодатель является плательщиком НДС, то на сумму платежей по договору коммерческой концессии он должен начислить НДС. Все дело в том, что франшизодатель оказывает услугу по передаче в пользование комплекса исключительных прав, которая на основании подп. 1 п. 1 ст. 146 Налогового кодекса Российской Федерации является объектом обложения НДС.

 

Плюсы и минусы франшизы

Основные плюсы:

  1. Использование уже опробованной и отлаженной бизнес-модели;
  2. Исключение целого ряда организационных вопросов, начиная от выбора поставщиков, разработкой бренда, заканчивая дизайном помещения и форменной одеждой;
  3. Получение уже готового места бизнеса на рынке услуг;
  4. Возможность использования уже отработанных методик набора, обучения и управления персоналом;
  5. Приобретение уже готового и обкатанного бизнес-плана с примерным учетом всех доходов и расходов;
  6. Возможность получения системной рекламной поддержки;

 

Основные минусы:

  1. Риск приобрести плохо проработанную франшизу нерабочей бизнес-модели за относительно высокое вознаграждение;
  2. Организация передает свой бизнес по франшизе в условиях, когда развитие за счет собственных средств франшизодателя плохо окупается, хотя бренд ещё силен;
  3. Франшизополучатель принимает на себя обязательства выплачивать периодические роялти, привязанные к выручке, что после налаживания франшизополучателем своего производства все равно придется выплачивать;
  4. Стартовые затраты на франшизу как правило выше, чем аналогичные затраты на созданный самостоятельно бизнес;
  5. Схема продажи франшизы чаще всего результатом имеет получение прибыли сначала франшизодателем, а уже после франшизополучателем;
  6. Франшизодатель передает франшизу для бесплатной системы сбыта на аутсорсинге, т.е. в целях открытия как можно большего количества филиалов для продажи своей продукции оптом; (такая бизнес-модель основана на продаже франшизодателем франшизополучателю своего товара).

Поделиться сатьей
Клюня Алесь Юрьевич

Клюня Алесь Юрьевич

Адвокат. Кандидат юридических наук

Вам будет интересно

Контакты

Россия 109147,

Москва, ул. Марксистская, д. 3 стр. 1